Применение светосенсорного оборудования

«Применение светосенсорного оборудования в контексте эмоционального и социально – личностного развития  детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях отделения раннего и дошкольного детства»

Цель: обобщение опыта педагога по арт-технологии и информации для родителей по применению светосенсорного оборудования в кабинете педагога-психолога в контексте коррекции эмоционально-личностного развития.

Задачи:

-погружение в сказкотерапию при помощи придумывания историй, рисования песком на столе с подсветкой;

-проигрывание заданий и игр с светозвуковой панелью, уточнение знаний об играх с песком и светом в домашних условиях;

-сплочение родительского коллектива.

Вводная часть.

Приветствие, погружение в мир ритма и света. Игра «Топ-топ-хлоп» (с применением наглядно-дидактического материала и светозвуковой панели) на сплочение и снятие напряжения у родителей.

Основная часть.

Вступительное слово.

В рамках гранта от Фонда помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации  отделением раннего и дошкольного детства получено светосенсорное оборудование: кабинет психолога обогатился столом со световой подсветкой, светозвуковой панелью и пучком фибероптических волокон «Звёздный дождь».

Игровая сессия с использованием песочного стола с подсветкой.

Уважаемые родители, обратите внимание на безопасность всех приборов, их внешнее эстетическое оформление и их абсолютное спокойное «вхождение» в интерьер кабинета-психолога. Приглашаю вас к столу с песком, разместитесь вокруг него, под спокойную музыку мы отправляемся в чудесный и зовущий мир фантазий…

Абсолютно чистое полотно песочницы… И вот появляется струящийся между пальцев песок, он манит и заставляет прикоснуться. Что я буду рисовать…ещё не знаю…но песок такой мягкий, сухой. Он просится в руку, можно посыпать, можно разгребать, отметать и припечатывать кулачком, он успокаивает и завораживает сменой картинок благодаря свету…

Что вы видите?

Может это звёзды?

А на чём мы к ним полетим?

Снова чистейший лист – и вот посыпаем песком, прорисовываем несколько полосок — и готова ракета!

А куда она летит? К другим планетам? (дети дают название планете). Стираем, рисуем форму ракеты или летательного аппарата.

Дети рисуют, фантазируют, иногда по собственной инициативе поясняют что рисуют…

Кто там живёт? Смешные человечки?

-О чем мечтают эти жители планеты?

-О друзьях!

И появляется друг, два или не появляется вовсе…

-А где живут жители этой планеты?

Дети рисуют дом…какой он, их дом?

-А что еще есть на этой  планете?

На этой  планете  есть солнце, море и горы, и у людей есть семья….

Кто его семья? Какие они? Любит ли этот житель свою семью?

И вот на лицо детско-родительские отношения, агрессия или тревожность, любимые и предпочитаемые занятия в рисунке на волшебном полотне с песком, чего на листе бумаги мы бы никогда не добились от ребёнка с ограниченными возможностями. Раскрывается его мир, происходит волшебство и для психолога данные рисунки становятся диагностичными. Игра с песком как методика консультирования была впервые описана еще в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Формированием концепции песочной терапии (или «sand play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. В специальном подносе, заполненном песком, дети создавали композиции, используя воду и понравившиеся им миниатюрные фигурки и предметы. Полученные композиции дети часто называли «мой мир», и свою технику Ловенфельд назвала «Построение мира».

Сказкотерапия вкупе с песочной – это особый вид терапевтической помощи ребёнку, поскольку он экологичен, безвреден, активизирует потенциал ресурсов личности ребёнка. В процессе начала занятия – используется ритуал «вхождения», «прихода» в сказку[1], повторение (вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились), расширение опыта (новая сказка), закрепление, интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью), резюмирование, ритуал «выхода из сказки» — повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди. На песке можно прорисовать самый яркий эпизод сказки, самый трагичный, можно прорисовать как бы  я поступил, исправить ситуацию – и переписать историю, именно то, что и необходимо в конкретном нарушении ребёнка в эмоционально-волевых или поведенческих аспектах. Проиграв негативные  ситуации, которые сегодня дали о себе знать  в рисовании песком и в сказке — в дальнейших сессиях (встречах) с ребёнком, обыгрываются с куклами, игрушками, мы сочиняем свою историю и сказку, проговариваем и придумываем другой конец нашей истории, этот конец благополучный, счастливый и радостный… На нет сходит тревожность, уменьшаются и исчезают страхи, развивается и улучшается состояние эмоционально-волевой  сферы, волшебство развивает воображение, коммуникативные навыки, способствует настоящему раскрепощению и мы впервые видим раскрытые глаза ребёнка и взгляд устремлённый в ответ на педагога.

В нашем отделении особую группу детей составляют дети с расстройствами аутистического спектра и некоторые из них охотно рисуют песком, а некоторые рисуют только с мамой. Но это и есть процесс взаимодействия и принятия мамы ребёнком с аутизмом, вместе, рука-в-руке рисуем, проговариваем что именно рисуем, побуждаем к действию, а свет снизу – вверх  как иллюзия волшебства заинтересовывает, притягивает взгляд. Иногда песочную терапию называют «юнгианской» [2], потому что она основывается на учении психиатра Карла Густава Юнга о подсознании. Согласно учению психоаналитика, подсознание всегда хочет помочь нам в решении проблем, используя для этого подсказки – символы. По словам Доры Калфф (швейцарский детский психотерапевт, которая сформулировала теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии), построение мира на песке высвобождает внутреннее бессознательное содержание психики. Оно выплескивается на полотно со светом, обретя символическую форму в виде предложенных миниатюрных фигурок. Все построенное, «свой мир», становится видимым и доступным осознанию. То, что было заблокировано на вербальном уровне, выражается символическим языком. Ребенок с аутизмом выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. Он не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

Похожие игры  можно  проводить дома и просто на  столе при помощи муки, манки, можно использовать стеклянный журнальный или кухонный стол, оргстекло, подставив под него кубики – и вот уже домашний столик для рисования сыпучими материалами. Используйте разные крупы, чистый речной песок, кварцевый песок, подсветите импровизированный столик фонариком снизу и вот волшебство пришло и в ваш дом…. 

Советы родителям:
• как и чем рисовть на песочных столах, (рисование песком, песочная анимация)
• аппликация из песка;
• обучающие игры с сыпучими материалами (обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте);
• познавательные игры (дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.);
• проективные игры (открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию).

Игровая деятельность с песком направлена на формирование базисных качеств личности ребёнка – дошкольника: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения, рефлективность, компетентность.

Мы рисуем песком разными способами: кистью руки, симметрично двумя руками, пальцами, ладонями, ребром ладони, кулачками, щепотью, кистью для акварели, кистью латексной, ситом, скребками, стеками, трафаретами, массажными мячиками, шприцем.
В рисовании на песке я использую следующие техники рисования на песке: вырисовывание, отпечатывание, разравнивание, разгребание песка вокруг, отсечение лишнего, высыпание из кулачка, прихлопывание, просеивание песка между пальцами, через сито. 

Изложить их сущность помогают сказочные персонажи. Это может быть песочная фея, волшебник, гном и др. Мы придумываем для них истории, сказки. Сказка несет в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье». Чтобы активизировать внимание детей на этом моменте использую стихотворную форму.
Например:
Чтоб злодеев побеждать, мало просто много знать.
Надо быть активным, смелым, добрым, сильным.
А еще желательно делать все внимательно!

Уважаемые родители, играйте  с детьми, дарите своим сокровищам минуты радости от общения  с  Вами и это время будет самым  счастливым  в   воспоминаниях Ваших детей! И главное – рисунок для ребёнка является речью, а не искусством!

Игры со светосенсорной панелью.

Игра «Волшебная лампа настроений» сегодня нам поможет выбрать нужный смайлик:

Инструкция: если видишь весёлый – хлопай в ладоши.

Психолог демонстрирует смайлики с различными настроениями, дети, увидев весёлый – хлопают в ладоши.

(лампа «слышит», радуется вместе с нами, вверх «бегут» дорожки, когда вы хлопаете).

Игра «Короткий – длинный звук»,

У детей в руках шнурки (ленты, полоски, линейки).

Инструкция: возьмите шнурок в левую руку, опустите его вниз, правой рукой обхватите шнурок и пропойте длинный звук:

         «удивлённый» звук «о»,

         «грустный» звук «у»,

          «интересный» звук «и»,

          «радостный» звук «а»,

           короткий звук:

         отвратительный» «ф»,

        «злой» звук «р»,

        «виноватый» звук «м»,

        «страшный» звук «ш»

Игра «Тише-громче»

Инструкция: изобрази голосом тихо, а затем громко:

  • «Интерес» («да»)
  • «Радость» («ха-ха-ха»);
  • «Удивление» («ой»;);
  • «Отвращение» («фи»);
  • «Гнев» («уухх»);
  • «Презрение» («хм»);
  • «Горе» («оё-ё-ёй»);
  • «Стыд» («ай»);
  • «Вина» («вот»);
  • «Страх» («а-а-а-а»).

Игра «Назови быстро»

Инструкция: на «волшебной лампе» в быстром режиме включены мигающие разноцветные полоски. Назови быстро цвет полосы.

Игра «Весёлый зоопарк»

Инструкция: педагог-психолог включает светозвуковую панель, красный – произнеси как волк «у-у-у», синий – как медведь «э-э-э-». Усложнение – зелёный – как ёж «ф-ф-ф», жёлтый – заяц «прыг».

Игра «Весёлый двор»

Как в предыдущем варианте, но меняем на домашних животных:

на красный цвет — скажите «гав», на синий – «мяу», на остальные – молчите. Усложнение: добавляем – зелёный – «м-е-е», жёлтый – «и-а-а».

Игра «Прохлопай ритм»

Инструкция: педагог-психолог демонстрирует на экране или на наглядном материале ритмический рисунок, дети топают или хлопают согласно рисунку, обращая внимание на мгновенную реакцию полосок на «волшебной лампе»

Игра «Тише — громче в бубен бей»

Игра «Громче дудочка играй»

Инструкция: смотри на «волшебную лампу» и бей в бубен (играй на дудочке) тихо-громко

Игра «В очень громких сапогах»

Инструкция: после слов педагога-психолога сначала произносим слова-звукоподражания тихо, на второе прочтение – громко.

Шумный Ба-бах Джеймс Ривз                                                      

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах!
И заслышав этот звук
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну взбежал Цок-цок,
чащу кинулся Прыг-скок;
Чик-чиришка в листья — порх!
Шебуршонок в норку — шорх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-бах
В очень громких сапогах.
(Пересказ Марины Бородицкой)

Игра «Весёлые гости»

Игровой материал: Игрушки бибабо (медведь, заяц, лошадка, птичка). Музыкальные инструменты: бубен, металлофон, молоточек, колокольчик.

Инструкция: один ребёнок надевает на руку куклу, другой – подбирает звучание какого инструмента подходит характеру куклы. Обратить внимание на силу, низкость, громкость звучания инструмента и сияние полосок при усилении – уменьшении звука.

Игра «Весёлый счёт»

Инструкция: назови цифру так, чтоб светилась одна полоска «волшебной лампы», прикрепи на край той полоски цифру 1.

Игра «Труба гнева» или «Стаканчик криков»

Пособие «Труба гнева» поможет выплеснуть негативные эмоции и снять напряжение. Инструкция: кричать в трубу, чем громче крик, тем выше «всплеск» световых полос на «волшебной трубе».

Громче в трубку покричи,

Через голос злость уйди!

Игра «Кто громче крикнет» (с эмоциональной окраской по разным эмоциям).

Инструкция: что поднимет настроение детям.

Игра «Прыжки»

Цель: снятие напряжения, тревожности.

Инструкция: прыгай то на одной, то на другой ноге, кричи в трубу, силу голоса видно —  чем громче крик, тем выше «всплеск» световых полос на «волшебной трубе».

Заключительная часть.

Под релаксирующую музыку располагайтесь на ковре, либо в зоне отдыха и релаксации на мягких модулях и желающие прикоснитесь к «Звёздному дождю», его фибероптические волокна можно мять, накручивать на руку, класть на лицо и на тело, «прятаться» за светящимися, переливающимися нитями, можно присесть и полностью обернуть себя в них…эти ощущения восторга я вижу сейчас на ваших лицах…детям невероятно нравятся эти необыкновенные струящиеся «потоки» дождя….они дают ощущение умиротворения, сказки, дарят прекрасные моменты прикосновений и получения дополнительного сенсорного опыта, успокаивают и расслабляют.

Уважаемые родители, сегодня вы имели возможность погрузиться в мир света, звука, песочной и терапии сказкой,  ощутили все те эмоции, что испытывает ваш маленький ребёнок, учились играть и рисовать дружно и выполнять задания по инструкции. Необходимость применения педагогом-психологом методов арт-терапии и светозвуковых модулей в коррекции эмоционально-волевой сферы абсолютно оправданна и несёт не только коррекционный характер, но и воспитательный, и, несомненно – развивающий компонент всей системы комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ в отделении раннего и дошкольного детства.

Литература

  • Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 310с.
  • Игры на песке: польза пескотерапии при аутизме. http://invak.info/stati/1841-igry-na-peske-polza-peskoterapii-pri-autizme.html
  • Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *