Информация о реализации дополнительного образования
на базе ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»
На современном этапе дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Следуя этому утверждению, система дополнительного образования в нашем центре построена таким образом, чтобы предоставить возможность обучающимся заниматься в соответствии с их желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Кроме того, дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полно удовлетворить образовательные потребности детей и их родителей, что важно для интернатного учреждения.
Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самовыражении, самоопределении и самообразовании.
Направления дополнительного образования
В 2017-2018 учебном году многогранность образовательной деятельности дополнительного образования представлена следующими направлениями:
№ п/п |
Наименование программы |
Количество участников |
Составитель программы |
Художественное направление |
|||
1. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ты и я» (хореографическая студия) |
58 |
Батурина Ольга Васильевна |
2. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Душа поет» (студия жестового пения) |
58 |
Зубакова Валентина Михайловна |
3. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сувенир» (народно-прикладное творчество) |
29 |
Щетинина Людмила Семеновна |
4. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир» (народно-прикладное творчество) |
33 |
Довгаль Валентина Ивановна |
5. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Объектив» |
23 |
Соколовский Виталий Борисович |
Туристско-краеведческое |
|||
6. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Поиск исчезнувших культур (ПИК)» |
17 |
Номоконов Алексей Александрович |
Техническое |
|||
7. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «АВИАМОДЕЛИЗМ» |
21 |
Венюков Евгений Евгеньевич |
8. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование» |
25 |
Загнойко Тамара Васильевна |
Физкультурно-спортивное |
|||
9. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Бочча» |
24 |
Гисматулина Алия Васильевна |
Социально-педагогическое |
|||
10. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Парикмахер» |
7 |
Цудилло Ирина Александровна |
ИТОГО: |
295 |
На начало учебного года дополнительным образованием охвачено 149 детей (соответствие нормативу гос.задания). Необходимо отметить, что дети посещают по 2-3 кружка одновременно. Вместе с тем, педагоги дополнительного образования не нарушают требования СанПин.
Кадровый состав педагогов
В системе дополнительного образования работают 10 педагогов; из них – 1 педагог совместитель, 2 педагога работают по договору с МБУ ДО «Детско-юношеский спортивно-технический центр» и МБУ ДО «Детско-юношеский центр».
Высшее образование имеют 7 педагогов, среднее специальное – 2, среднее общее образование – 1, но в настоящее время обучается в ГОУ СПО «Забайкальское краевое училище культуры.
Кадровый состав педагогов дополнительного образования имеет большой потенциал и педагогический опыт работы. Один педагог имеет почетное звание «Заслуженный работник образования Забайкальского края» (Довгаль В.И.) и один педагог награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (Щетинина Л.С.). Кроме того, педагоги награждены грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации (Зубакова В.И.) и Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (Батурина О.В.).
Программное обеспечение дополнительного образования
Все педагоги работают в соответствии с утвержденными дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами, которые учитывают специфику заболевания детей, а также возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, наличие необходимой материально-технической базы. Многие программы рассчитаны не на один год и предусматривают перспективную и плодотворную деятельность со стороны педагога и обучающихся.
Результативность работы дополнительного образования
В жизни учащихся много напряженных, но вместе с тем, ярких и интересных моментов. Самыми значимыми мероприятиями за последние 2 года стали:
Участие в Форуме детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» под девизом «Дети – детям!» (всероссийский детский центр «Орлёнок») (август 2014 г.);
участие во всероссийском фестивале особых театров «Протеатр», который проходил в г. Москве в Культурном центре ЗИЛ (октябрь 2016 г);
участие в Московском музыкальном парафестивале (октябрь 2017 г.)
участие в ежегодном фестивале культуры и спорта «Вместе мы можем больше» (Общество инвалидов Центрального административного района г. Читы), дети были награждены дипломами победителей, памятными подарками и сертификатами участников;
участие в фестивале художественного творчества детей с ограниченными возможностями «Красоту мира сердцем чувствуя…» (Забайкальская региональная организация Всероссийского общества инвалидов, Министерство труда и социальной защиты и Министерство культуры Забайкальского края), где дети были награждены дипломами победителей, памятными подарками и сертификатами участников;
участие во всероссийском симпозиуме с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (концертные номера во время открытия);
участие во всероссийском фестивале русского жестового языка «Мы слышим друг друга»;
участие в открытой Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России». Нашу команду из 12 человек представили юноши и девушки в возрасте от 13 до 18 лет. Отрадно, что все призовые места заняли наши спортсмены!
Всем призерам были вручены дипломы и вымпелы, а за первое место девушки и юноши награждены памятными подарками.
Результаты детей и педагогов за 2016-2017 г. представлены в таблице
№ |
Наименование мероприятия |
Наименование детского объединения (награды), руководители – Ф.И.О. педагогов дополнительного образования |
1 |
Участие в празднике, посвященному «Дню учителя» |
Студия жестового пения «Душа поет» Зубакова В.М. и хореографическая студия «Ты и я» Батурина О.В.. |
2 |
Участие в Шестом Всероссийском фестивале особых театров «Протеатр», который проходил в г. Москве в Культурном центре ЗИЛ |
коллектив «Оранжевое настроение» с постановкой «11 Я» в г. Москва Зубакова В.М. |
3.Участие во Всероссийском открытом виртуальном творческом конкурсе рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями здоровья «Осенняя мозаика».Кружок «Сувенир», руководитель Л.С.Щетинина. |
4.Приняли участие в работе Гражданского Форума «Дети — будущее Забайкальского края» на интерактивной площадки — «Дети в трудной жизненной ситуации: пути решения проблем», где широким спектром представлено народно-прикладное творчество детей, работы учащихся отмечены призами кружок «Сувенир», руководитель – Л.С.Щетинина; кружок «Начальное техническое моделирование», руководитель – Т.В.Загнойко;
кружок «Волшебный мир», руководитель – Довгаль В.И;
хореографическая студия «Ты и я», детское объединение «Акробатика и ОФП» (руководители: О.В.Батурина и В.Е.Дегтярев) и Студия жестового пения «Душа поет» Зубакова В.М. |
5.Участие в концертной программе на V краевом родительском собрании «Дополнительное образование: от вариантов выбора к персональной траектории развития». (Проведение презентационной площадки «Службы Школьной медиации»)
Голомазова О.И. Студия жестового пения «Душа поет» Зубакова В.М. |
||
6. |
Конкурс поделок из бытового мусора «Хлам-арт» ко дню вторичной переработки (рециклинга) на флористическую тему (ГНОУ «Забайкальский ботанический сад») |
Детское объединение «Сувенир» Щетинина Л.С. сладкие призы |
7 |
Участие в концертной программе «День матери» (Комитет солдатских матерей) |
Студия жестового пения «Душа поет» и хореографическая студия «Ты и я» |
11 |
Участие в международном фестивале культуры и спорта «Вместе мы можем больше» (Общество инвалидов Центрального административного района г. Читы) |
Детское объединение «Сувенир», «Волшебный мир», студия жестового пения «Душа поет», хореографическая студия «Ты и я», детское объединение «Акробатика и ОФП» |
13 |
Участите в ежегодном конкурсе мастерства парикмахерского искусства (мужские стрижки и укладки), создание целостного образа |
Учащиеся, посещающие профессиональную подготовку «Парикмахер», |
14 |
Участие детей во втором краевом конкурсе «Новогодняя игрушка 2017», номинация «Игрушка-символ года» |
Детское объединение «Сувенир» |
15Участие в VII краевой научно-практической конференции школьников «Юные исследователи Забайкалья»
Археологический кружок «ПИК», руководитель: Номоконов А.А., участник – Балагурова Анастасия, уч-ся 7 кл. |
||
16 |
Международный фестиваль русского жестового языка «Мы слышим друг друга» |
Детское объединение «Сувенир», «Волшебный мир», студия жестового пения «Душа поет», хореографическая студия «Ты и я», детское объединение «Акробатика и ОФП» |
17Участие детей в Забайкальском фестивале детского, юношеского и семейного экранного творчества «Мы САМИ!»
Детское объединение кинофотостудии «Объектив» Диплом победителя |
Кроме того, дети активно принимают участие во внутренних мероприятиях нашего центра: день «Танго», конкурс «Мисс и Мистер», день вальса, ежегодно большая подготовка осуществляется к новому году, празднику, посвященному международному женскому дню, празднику речи и последнему звонку.
Участие педагогов дополнительного образования
№ |
Наименование мероприятия |
Ф.И.О. педагога |
1. |
Участие в краевой августовской конференции работников образования Забайкальского края (2015 г) |
Щетинина Л.С., Зубакова В.М., Батурина О.В (проводили мастер-классы для педагогов краевых и муниципальных учреждений) |
Участие в третьих Забайкальских педагогических чтениях «Актуальность единства воспитания и обучения в образовательной деятельности: педагогические стратегии и технологические решения» (2016 г.) |
Батурина О.В. Доклад на тему: «Взаимодействие школы и организации дополнительного образования в осуществлении единства воспитания и обучения детей и подростков с нарушением слуха». |
|
Участие в семинаре-практикуме для педагогов культуры Забайкальского края (2016 г.) |
Довгаль В.И. «Развитие творческих способностей детей-инвалидов посредством декоративно-прикладного искусства», Зубакова В.М. «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей-инвалидов в процессе обучения жестовому пению». |
|
В рамках краевой конференции по дополнительному образованию, работала презентационная площадка на базе ГОУ «Центр специального образования» (2016 г) «Развитие сферы дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями» |
Доклады и представление опыта работы педагогов дополнительного образования по всем направлениям |
|
Участие во всероссийском симпозиуме с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития образования для детей с ограниченными возможностями здоровья». |
Доклад Голомазовой О.И. (зам.директора по ДиДО) |
|
Представляли свой опыт работы на педагогическом совете нашего центра (2016 г.) |
Все педагоги дополнительного образования |
Исходя из сказанного выше, следует сделать вывод, что педагоги дополнительного образования достойно представляют свой педагогический опыт, наработки и методические находки.
Материально-техническое оснащение
Ежегодно за счет родителей и педагогов дополнительного образования шьются костюмы для танцев, за личные средства закуплены атрибуты.
На средства педагогов дополнительного образования (Л.С.Щетининой, Т.В.Загнойко, О.В.Батуриной, В.М.Зубаковой) были отремонтированы кабинеты для занятий детей в детских объединениях «Сувенир», «Начальное техническое моделирование», «Душа поет», «Ты и я».
На деньги спонсоров был изготовлен информационный стенд для студий «Душа поет» и «Ты и Я».
На средства благотворительного фонда «Формула Добра» (2015 г.) был пополнен материала для ручной работы кружок «Сувенир» и закуплены ткани, бисер, тесьма для пошива костюмов для детских объединений «Душа поет» и «Ты и Я».
Ежегодно и по временам года оформляется интерьер ГОУ «Центр специального образования».
Работа с родителями
В системе проводится работа с родителями – беседы, консультации. Родители принимают активное участие в жизни детских объединений, оказывали помощь в пошиве костюмов для танца «Я рисую».
Выводы, проблемы и предложения по улучшению деятельности
дополнительного образования детей
Необходимо отметить, что выступая на сцене, дети приобретают опыт социализации, повышают свой уровень хореографического и актёрского мастерства, также у учащихся формируeтся эстетический вкус и проявляется интерес к живописи и ручному труду. Дети с удовольствием посещают студии и кружки различной направленности.
Проблемы.
Недостаточное взаимодействие педагогов дополнительного образования (далее – ДО) с классными руководителями по вопросу набора детей в группы, а также с воспитателями по проведению полноценных занятий по дополнительному образованию.
Слабое материально-техническое оснащение дополнительного образования. Особо остро стоит вопрос по работе кинофотостудии «Объектив» из-за отсутствия необходимого оборудования (профессиональной видеокамеры для мульт- и видеосъёмки, микрофона для видеокамеры, соединительного провода HDMI 30 метров, видеомикшера, ноутбука, компьютера, профессионального фотоаппарата).
Трудности в приобретении сценических костюмов.
Заместитель директора по дошкольному
и дополнительному образованию О.И.Голомазова
PAGE \* MERGEFORMAT 2
Система дополнительного образования детей ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края (далее – Центр образования) ориентирована на создание условий для обеспечения интеграции основного и дополнительного образования обучающихся, создание оптимальных условий для самовыражения и самоопределения учащихся, обеспечение профильности образования.
С учетом принятия нормативных правовых документов на Федеральном уровне и уровне образовательного учреждения, особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья педагогами дополнительного образования ежегодно обновляются дополнительные образовательные программы.
При реализации дополнительных образовательных программ педагоги используют следующие принципы:
-
добровольности;
-
саморазвития;
-
свободы выбора;
-
открытости;
-
доступности.
В зависимости от своих интересов и способностей обучающиеся имеют возможность заниматься в детских объединениях различной направленности. В 2013 — 2014 учебном году на базе Центра образования функционирует 11 детских объединений с охватом 276 детей. Все дополнительные образовательные услуги предоставляются бесплатно. Направленность образовательных программ дополнительного образования, представлена следующими детскими объединениями:
-
Хореографическая студия «Ты и я» – 20 человек;
-
Студия бального танца «Ритм» – 20 человек;
-
Студия жестового пения «Душа поет» – 21человек;
-
Оркестр ударных инструментов – 13 человек;
-
Народный театр «Искорки» – 12 человек;
-
кинофотостудия «Объектив» – 20 человек;
-
Кружок «Сувенир» – 24 человека;
-
Кружок «Фантазия шелковых лент» – 12 человек;
-
Кружок «Вязание» – 16 человек;
-
Кружок «Рукодельница» – 19 человек;
-
Цирковая студия «Радость» – 25 человек.
Кроме того, работали:
-
туристско-краеведческое «ПИК» в котором занимается 9 человек;
-
научно-техническое направление – 22 человека;
-
физкультурно-спортивное направление (волейбол – 25 детей и вольная борьба — 18 обучающихся).
Дополнительные общеобразовательные программы детских объединений реализуются не только на базе Центра образования, но и посредством сетевого взаимодействия с МОУ ДОД «Станция юных техников №1» и ДЮСШ по игровым видам спорта Забайкальского края.
Занятия в детских объединениях позволяют получить детям опыт успешности, реализовать свои возможности и развить задатки и способности. Позволяют создать творческий продукт деятельности, имеющий социальное значение (подарки для педагогов Центра, спонсоров, гостей). Педагоги вместе с детьми реализуют творческие проекты, например, по изменению интерьера Центра образования (изготовление напольных ваз).
С учетом потребностей и возможностей обучающихся педагоги дополнительного образования при проведении учебных занятий используют следующие формы работы: репетиции, семинары, конференции, конкурсы, имитационно-ролевые игры, организационно-деловые игры, сказка, тренинги, образовательные путешествия (экскурсии, викторины, турниры), массовые образовательные мероприятия (концерт, праздник, фестиваль, творческие встречи), в том числе с использованием современных информационных технологий.
Для социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются дополнительные предпрофессиональные программы по следующим направлениям: «Парикмахер», «Швея», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин (компьютерные сети)», «Токарь».
Профессиональная подготовка осуществляется на базе учебного центра «Галант» г. Чита, Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №12», Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования ПУ №1.
В группы профессиональной подготовки зачислено 26 подростков.
Количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием в Центре образования, – 302человека (учитывая, что один и тот же ребенок посещает один, два и более кружков, секций.)
Обучающиеся, занятые дополнительным образованием, активно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, концертах, проводимых в Центре образования и за его пределами. Наиболее значимыми являются следующие мероприятия:
-
участие во Всероссийском открытом форуме детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» (г. Сочи).;
-
заочное участие в открытом виртуальном творческом конкурсе поделок и рисунков детей с ограниченными возможностями здоровья «В гостях у Деда Мороза» на «Образовательном портале Мой университет» («Коррекционная педагогика»).
-
участие детей в конкурсе короткометражных фильмов «Ночи короткого метра», организованный ГАУ «Дворец» молодежи Забайкальского края;
-
участие в благотворительных концертах, организованных Забайкальским краевым отделением общественного благотворительного фонда «Российский Детский Фонд» (г. Чита);
-
участие в фестивале жестовой песни и художественного творчества для инвалидов по слуху.
Таким образом, ведётся целенаправленная работа по вовлечению и занятости обучающихся в детских объединениях дополнительного образования, как в Центре образования, так и вне общеобразовательного учреждения с учетом интересов и способностей детей.
При этом педагоги дополнительного образования в полной мере реализуют функции дополнительного образования:
-
образовательную – учащиеся получают дополнительные знания, умения и навыки;
-
воспитывающую – происходит развитие личностных качеств каждого ребенка, занимающегося в детских объединениях Центра образования;
-
развивающую – создают условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, развития потенциальных возможностей учащихся;
-
социально-педагогическую – помогают детям особой категории адаптироваться к условиям самостоятельной жизни;
-
рекреативную – создают условия для отдыха, расслабления и непринужденного общения;
-
досуговую – помогают детям правильно и интересно проводить свое свободное время.
Отчет на педсовет, декабрь 2014 г
Аналитическая справка по итогам работы, 19 ноября 2015 г.
Доп образование ноябрь 2015 г ГОИ