Цели и задачи педагога-психолога.
Главной целью моей работы является — обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации.
Осуществляя заданную цель, Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, становлению их индивидуальности, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению и познанию в целом.
Задачи психологической службы:
1. Создание психолого–педагогических условий для полноценного психического, психофизического и личностного развития детей на всех этапах школы.
2. Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития учащихся.
3. Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
4. Оказание учащимся помощи в определении своих возможностей, исходя из знания своих способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
5. Содействие педагогам и родителям в воспитании учащихся в формировании у них деятельности и поведения на основе принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
6. Предупреждение возникновения проблем развития у ребенка и помощь ребенку в решении актуальных задач его самоактуализации, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.п.
7. Психологическое обеспечение эффективности усвоения учащимися образовательных программ и психолого–педагогическая поддержка вариативных форм школьного обучения и досуга.
Нужно учесть, что эти задачи несколько различаются по своим приоритетам на разных ступенях образования:
Основная школа:
— Сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения.
— Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и самообразования.
— Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
— Формирование жизненных навыков.
— Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.
— Профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа:
— Помощь в профильной ориентации.
— Развитие исполнительной компетенции.
— Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.
— Поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни).
— Профилактика девиантного поведения, табакокурения, наркозависимости.