Дополнительное образование

Информация о реализации дополнительного образования

на базе ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

На современном этапе дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Следуя этому утверждению, система дополнительного образования в нашем центре построена таким образом, чтобы предоставить возможность обучающимся заниматься в соответствии с их желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Кроме того, дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полно удовлетворить образовательные потребности детей и их родителей, что важно для интернатного учреждения.

Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей  в самовыражении, самоопределении и самообразовании.

Направления дополнительного образования

В 2017-2018 учебном году многогранность образовательной деятельности дополнительного образования представлена следующими направлениями:

№ п/п

Наименование программы

Количество участников

Составитель программы

Художественное направление

1.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности  «Ты и я» (хореографическая студия)

58

Батурина

Ольга Васильевна

2.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Душа поет» (студия жестового пения)

58

Зубакова

Валентина Михайловна

3.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Сувенир» (народно-прикладное творчество)

29

Щетинина

Людмила Семеновна

4.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности «Волшебный мир»

(народно-прикладное творчество)

33

Довгаль

Валентина Ивановна

5.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Объектив»

23

Соколовский

Виталий Борисович

Туристско-краеведческое

6.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа туристско-краеведческой направленности  «Поиск исчезнувших культур (ПИК)»

17

Номоконов

Алексей Александрович

Техническое

7.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«АВИАМОДЕЛИЗМ»

21

Венюков

Евгений Евгеньевич

8.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Начальное техническое моделирование»

25

Загнойко

Тамара Васильевна

Физкультурно-спортивное

9.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Бочча»

24

Гисматулина

Алия Васильевна

Социально-педагогическое

10.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Парикмахер»

7

Цудилло

Ирина Александровна

ИТОГО:

295

На начало учебного года дополнительным образованием охвачено 149 детей (соответствие нормативу гос.задания). Необходимо отметить, что дети посещают по 2-3 кружка одновременно. Вместе с тем, педагоги дополнительного образования не нарушают требования СанПин.

Кадровый состав педагогов

В системе дополнительного образования работают 10 педагогов; из них – 1 педагог совместитель, 2 педагога работают по договору с МБУ ДО «Детско-юношеский спортивно-технический центр»  и МБУ ДО «Детско-юношеский центр».

Высшее образование имеют 7 педагогов, среднее специальное – 2, среднее общее образование – 1, но в настоящее время обучается в ГОУ СПО «Забайкальское краевое училище культуры.

Кадровый состав педагогов дополнительного образования имеет большой потенциал и педагогический опыт работы. Один педагог имеет  почетное звание «Заслуженный работник образования Забайкальского края» (Довгаль В.И.) и один педагог награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (Щетинина Л.С.). Кроме того, педагоги награждены грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации (Зубакова В.И.) и Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (Батурина О.В.).

Программное обеспечение дополнительного образования

Все педагоги работают в соответствии с утвержденными дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами, которые учитывают специфику заболевания детей, а также возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, наличие необходимой материально-технической базы. Многие программы рассчитаны не на один год и предусматривают перспективную и плодотворную деятельность со стороны педагога и обучающихся.

Результативность работы дополнительного образования

В жизни учащихся много напряженных, но вместе с тем, ярких и интересных моментов. Самыми значимыми мероприятиями за последние 2 года стали:

Участие в Форуме детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» под девизом «Дети – детям!» (всероссийский детский центр «Орлёнок») (август 2014 г.);

участие во всероссийском фестивале особых театров «Протеатр», который проходил в г. Москве в Культурном центре ЗИЛ (октябрь 2016 г);

участие в Московском музыкальном парафестивале (октябрь 2017 г.)

участие в ежегодном  фестивале культуры и спорта «Вместе мы можем больше» (Общество инвалидов Центрального административного района г. Читы), дети были награждены дипломами победителей, памятными подарками и сертификатами участников;

участие в фестивале художественного творчества детей с ограниченными возможностями «Красоту мира сердцем чувствуя…» (Забайкальская региональная организация Всероссийского общества инвалидов, Министерство труда и социальной защиты и Министерство культуры Забайкальского края), где дети были награждены дипломами победителей, памятными подарками и сертификатами участников;

участие во всероссийском симпозиуме с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (концертные номера во время открытия);

участие во всероссийском фестивале русского жестового языка «Мы слышим друг друга»;

участие в открытой Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России». Нашу команду из 12 человек представили юноши и девушки в возрасте от 13 до 18 лет. Отрадно, что все призовые места заняли наши спортсмены!

Всем призерам были вручены дипломы и вымпелы, а за первое место девушки и юноши награждены памятными подарками.

Результаты детей и педагогов за 2016-2017 г. представлены в таблице

Наименование мероприятия

Наименование детского объединения (награды), руководители – Ф.И.О. педагогов дополнительного образования

1

Участие в празднике, посвященному «Дню учителя»

Студия жестового пения «Душа поет» Зубакова В.М. и хореографическая студия «Ты и я» Батурина О.В..

2

Участие в Шестом Всероссийском фестивале особых театров «Протеатр», который проходил в г. Москве в Культурном центре ЗИЛ

коллектив «Оранжевое настроение» с постановкой «11 Я» в г. Москва Зубакова В.М.

3.Участие во Всероссийском открытом виртуальном творческом конкурсе рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями здоровья «Осенняя мозаика».Кружок «Сувенир», руководитель Л.С.Щетинина.

4.Приняли участие в работе Гражданского Форума «Дети — будущее Забайкальского края» на интерактивной площадки — «Дети в трудной жизненной ситуации: пути решения проблем», где широким спектром представлено народно-прикладное творчество детей, работы учащихся отмечены призами кружок «Сувенир», руководитель – Л.С.Щетинина; кружок «Начальное техническое моделирование», руководитель – Т.В.Загнойко;

кружок «Волшебный мир», руководитель – Довгаль В.И;

хореографическая студия «Ты и я», детское объединение «Акробатика и ОФП» (руководители: О.В.Батурина и В.Е.Дегтярев) и Студия жестового пения «Душа поет» Зубакова В.М.

5.Участие в концертной программе на V краевом родительском собрании «Дополнительное образование: от вариантов выбора к персональной траектории развития». (Проведение презентационной площадки «Службы Школьной медиации»)

Голомазова О.И.

Студия жестового пения «Душа поет» Зубакова В.М.

6.

Конкурс поделок из бытового мусора «Хлам-арт»  ко дню вторичной переработки (рециклинга) на флористическую тему (ГНОУ «Забайкальский ботанический сад»)

Детское объединение «Сувенир» Щетинина Л.С.

сладкие призы

7

Участие в концертной программе «День матери» (Комитет солдатских матерей)

Студия жестового пения «Душа поет» и хореографическая студия «Ты и я»

11

Участие в международном фестивале культуры и спорта «Вместе мы можем больше» (Общество инвалидов Центрального административного района г. Читы)

Детское объединение «Сувенир», «Волшебный мир»,

студия жестового пения «Душа поет», хореографическая студия «Ты и я»,

детское объединение «Акробатика и ОФП»

13

Участите в ежегодном конкурсе мастерства парикмахерского искусства (мужские стрижки и укладки), создание целостного образа

Учащиеся, посещающие профессиональную подготовку «Парикмахер»,

14

Участие детей во втором краевом конкурсе «Новогодняя игрушка 2017», номинация «Игрушка-символ года»

Детское объединение «Сувенир»

15Участие в VII краевой научно-практической конференции школьников «Юные исследователи Забайкалья»

Археологический кружок «ПИК», руководитель: Номоконов А.А., участник –  Балагурова Анастасия, уч-ся 7 кл.

16

Международный фестиваль русского жестового языка «Мы слышим друг друга»

Детское объединение «Сувенир», «Волшебный мир»,

студия жестового пения «Душа поет», хореографическая студия «Ты и я»,

детское объединение «Акробатика и ОФП»

17Участие детей в Забайкальском фестивале детского, юношеского и семейного экранного творчества «Мы САМИ!»

Детское объединение кинофотостудии «Объектив»

Диплом победителя

Кроме того, дети активно принимают участие во внутренних мероприятиях нашего центра: день «Танго», конкурс «Мисс и Мистер», день вальса, ежегодно большая подготовка осуществляется к новому году, празднику, посвященному международному женскому дню, празднику речи и последнему звонку.

Участие педагогов дополнительного образования

Наименование мероприятия

Ф.И.О. педагога

1.

Участие в краевой августовской конференции работников образования Забайкальского края (2015 г)

Щетинина Л.С., Зубакова В.М., Батурина О.В

(проводили мастер-классы для педагогов краевых и муниципальных учреждений)

Участие в третьих Забайкальских педагогических чтениях «Актуальность единства воспитания и обучения в образовательной деятельности: педагогические стратегии и технологические решения» (2016 г.)

Батурина О.В.

Доклад  на тему:

«Взаимодействие школы и организации дополнительного образования в осуществлении единства воспитания и обучения детей и подростков с нарушением слуха».

Участие в семинаре-практикуме для педагогов культуры Забайкальского края (2016 г.)

Довгаль В.И. «Развитие творческих способностей детей-инвалидов  посредством декоративно-прикладного искусства»,

Зубакова В.М. «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей-инвалидов в процессе обучения жестовому пению».

В рамках краевой конференции по дополнительному образованию, работала презентационная площадка на базе ГОУ «Центр специального образования» (2016 г)

«Развитие сферы дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями»                         

Доклады и представление опыта работы педагогов дополнительного образования по всем направлениям

Участие во всероссийском симпозиуме с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Доклад

Голомазовой О.И. (зам.директора по ДиДО)

Представляли свой опыт работы на педагогическом совете нашего центра (2016 г.)

Все педагоги дополнительного образования

Исходя из сказанного выше, следует сделать вывод, что педагоги дополнительного образования достойно представляют свой педагогический опыт,  наработки и методические находки.

Материально-техническое оснащение

Ежегодно за счет родителей и педагогов дополнительного образования шьются костюмы для танцев, за личные средства закуплены атрибуты.

На средства педагогов дополнительного образования (Л.С.Щетининой, Т.В.Загнойко, О.В.Батуриной, В.М.Зубаковой) были отремонтированы кабинеты для занятий детей в детских объединениях «Сувенир», «Начальное техническое моделирование», «Душа поет», «Ты и я».

На деньги спонсоров был изготовлен информационный стенд для студий «Душа поет» и «Ты и Я».

На средства благотворительного фонда «Формула Добра» (2015 г.) был пополнен материала для ручной работы кружок «Сувенир» и закуплены ткани, бисер, тесьма для пошива костюмов для детских объединений «Душа поет» и «Ты и Я».

Ежегодно и по временам года оформляется интерьер ГОУ «Центр специального образования».

Работа с родителями

В системе проводится работа с родителями – беседы, консультации.  Родители принимают активное участие в жизни детских объединений, оказывали помощь  в пошиве костюмов для танца «Я рисую».

Выводы, проблемы и предложения по улучшению деятельности

дополнительного образования детей

Необходимо отметить, что выступая на сцене, дети приобретают опыт социализации, повышают свой уровень хореографического и актёрского мастерства, также у учащихся формируeтся эстетический вкус и проявляется интерес к живописи и ручному труду. Дети с удовольствием посещают студии и кружки различной направленности.

Проблемы.

Недостаточное взаимодействие педагогов дополнительного образования (далее ДО) с классными руководителями по вопросу набора детей в группы, а также с воспитателями по проведению полноценных занятий по дополнительному образованию.

Слабое материально-техническое оснащение дополнительного образования. Особо остро стоит вопрос по работе кинофотостудии  «Объектив» из-за отсутствия необходимого оборудования (профессиональной видеокамеры для мульт- и видеосъёмки, микрофона для видеокамеры, соединительного провода  HDMI  30 метров, видеомикшера, ноутбука, компьютера, профессионального фотоаппарата).

Трудности в приобретении сценических костюмов.

Заместитель директора по дошкольному

и дополнительному образованию                                       О.И.Голомазова

PAGE   \* MERGEFORMAT 2

Система дополнительного образования детей ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края (далее – Центр образования) ориентирована на создание условий для обеспечения интеграции основного и дополнительного образования обучающихся, создание оптимальных условий для самовыражения и самоопределения учащихся, обеспечение профильности образования.

С учетом принятия нормативных правовых документов на Федеральном уровне и уровне образовательного учреждения, особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья педагогами дополнительного образования ежегодно обновляются дополнительные образовательные программы.

При реализации дополнительных образовательных программ педагоги используют следующие принципы:

  • добровольности;
  • саморазвития;
  • свободы выбора;
  • открытости;
  • доступности.

В зависимости от своих интересов и способностей обучающиеся имеют возможность заниматься в детских объединениях различной направленности. В 2013 — 2014 учебном году  на базе Центра образования функционирует 11 детских объединений с охватом 276 детей. Все дополнительные образовательные услуги предоставляются бесплатно. Направленность образовательных программ дополнительного образования, представлена следующими детскими объединениями:

  • Хореографическая студия «Ты и я»       – 20 человек;
  • Студия бального танца «Ритм» –  20 человек;
  • Студия жестового пения «Душа поет» – 21человек;
  • Оркестр ударных инструментов – 13 человек;
  • Народный театр «Искорки» – 12 человек;
  • кинофотостудия «Объектив» – 20 человек;
  • Кружок «Сувенир» – 24 человека;
  • Кружок «Фантазия шелковых лент» – 12 человек;
  • Кружок «Вязание» –  16 человек;
  • Кружок «Рукодельница» –  19 человек;
  • Цирковая студия «Радость» – 25 человек.

Кроме того, работали:

  • туристско-краеведческое «ПИК» в котором занимается 9 человек;
  • научно-техническое направление – 22 человека;
  • физкультурно-спортивное направление (волейбол – 25 детей и вольная борьба — 18 обучающихся).

Дополнительные общеобразовательные программы детских объединений реализуются не только на базе Центра образования, но и посредством сетевого взаимодействия с МОУ ДОД «Станция юных техников №1» и ДЮСШ по игровым видам спорта Забайкальского края.

Занятия в детских объединениях позволяют получить детям опыт успешности, реализовать свои возможности и развить задатки и способности. Позволяют создать творческий продукт деятельности, имеющий социальное значение (подарки для педагогов Центра, спонсоров, гостей). Педагоги вместе с детьми реализуют творческие проекты, например, по изменению интерьера Центра образования (изготовление напольных ваз).

С учетом потребностей и возможностей обучающихся педагоги дополнительного образования при проведении учебных занятий используют следующие формы работы: репетиции, семинары, конференции, конкурсы, имитационно-ролевые игры, организационно-деловые игры, сказка, тренинги, образовательные путешествия (экскурсии, викторины, турниры), массовые образовательные мероприятия (концерт, праздник, фестиваль, творческие встречи), в том числе с использованием современных информационных технологий.

Для социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются дополнительные предпрофессиональные программы по следующим направлениям: «Парикмахер», «Швея», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин (компьютерные сети)», «Токарь».

Профессиональная подготовка осуществляется  на базе учебного центра «Галант» г. Чита, Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №12», Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования ПУ №1.

В группы профессиональной подготовки зачислено 26 подростков.

Количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием в Центре образования, – 302человека (учитывая, что один и тот же ребенок посещает один, два и более кружков, секций.)

Обучающиеся, занятые дополнительным образованием, активно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, концертах, проводимых в Центре образования и за его пределами. Наиболее значимыми являются следующие мероприятия:

  • участие во Всероссийском открытом форуме детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» (г. Сочи).;
  • заочное участие в открытом виртуальном творческом конкурсе поделок и рисунков детей с ограниченными возможностями здоровья «В гостях у Деда Мороза» на «Образовательном портале Мой университет» («Коррекционная педагогика»).
  • участие детей в конкурсе короткометражных фильмов «Ночи короткого метра», организованный ГАУ «Дворец» молодежи Забайкальского края;
  • участие в благотворительных концертах, организованных Забайкальским краевым отделением общественного благотворительного фонда «Российский Детский Фонд» (г. Чита);
  • участие в фестивале жестовой песни и художественного творчества для инвалидов по слуху.

Таким образом, ведётся целенаправленная работа по вовлечению и занятости обучающихся в детских объединениях дополнительного образования, как в Центре образования, так и вне общеобразовательного учреждения с учетом интересов и способностей детей.

При этом педагоги  дополнительного образования в полной мере реализуют функции дополнительного образования:

  • образовательную – учащиеся получают дополнительные знания, умения и навыки;
  • воспитывающую – происходит развитие личностных качеств каждого ребенка, занимающегося в детских объединениях Центра образования;
  • развивающую – создают условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, развития потенциальных возможностей учащихся;
  • социально-педагогическую – помогают детям особой категории адаптироваться к условиям самостоятельной жизни;
  • рекреативную – создают условия  для отдыха, расслабления и непринужденного общения;
  • досуговую – помогают  детям правильно и интересно проводить свое свободное время.
    Отчет на педсовет, декабрь 2014 г

Аналитическая справка по итогам работы, 19 ноября 2015 г.

Доп образование ноябрь 2015 г ГОИ IMG_7562 IMG_7598 IMG_7600 IMG_7605 IMG_7614 P1000056 P1000067 P1000077 P1000078 P1000094

 

 

 

ГОУ "Забайкальский центр специального образования и развития "Открытый мир"