Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ

С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком  неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности — исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.

Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Этапы развития слухового восприятия:

— Ребенок реагирует на имя и некоторые звуки (1 нед. — 2 мес.);

— Ребенок обращает внимание на окружающие звуки и интересуется ими(1 нед. — 3 мес.);

— Ребенок начинает искать источник звука (1- 4 мес.);

— Ребенок узнает и понимает часто используемые родителями слова  (1 — 6 мес.);

— Ребенок начинает использовать голос, отдельные слоги (2 нед. — 6 мес.);

— Ребенок начинает спонтанно осваивать новые слова (1 — 2 года).

Работа по развитию слухового восприятия проводиться по четырем направлениям содержания обучения:

  • Выработка условной двигательной реакции на звук;

восприятие неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте.

В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины), музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т.д.), голоса животных, птиц.

Цель игр, познакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

  • Знакомство со звуками окружающего мира;

это игры для развития речевого слуха — умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Примеры игр и упражнений:

«Различение имен близких», «Реакция на свое имя», «Моя семья», «Покажи, где дядя, тётя, девочка, мальчик», «Части тела и лица», «Цвета», «Размер» (большой-маленький, узкий-широкий, высокий-низкий), «Животные» -Покажи собачку ав-ав или кошку мяу ит.д., «Посуда» , «Действия», «Что делают?»

  • Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов;

развитие фонематического слуха, т. е. умение слышать составные части слова. Используются такие игры: «Различение изолированных звуков», например, Послушай и покажи «С» и «Ш», Послушай и покажи «А» и «И»; «Покажи на предмет, когда я скажу правильно»; «Определение места звука в слове»;  «Слова, похожие по звучанию»

  • Обучение восприятию на слух речевого материала.

Примеры игр: «Кто, что делает?», «Раскрась гусеницу  на листе, под листом, в яблоке»; «Положи мяч на стол, под стол», «Раскрась грибы справа, слева», «Куда плывет рыбка», «Было или сейчас?», а также при прослушивании текстов ответить на вопросы.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает речевой и неречевой.

Неречевой слух (физический) — это улавливание и дифференциация звуков окружающего мира, различение звуков по громкости, а так же определение источника звука и направления звука

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, — что – то точно, а что – то очень приблизительно. Например, «игла» превращается в «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

Исследованиями доказано, что работу надо начинать с:

— Различения на слух слов, это достаточно короткая речевая единица, легко воспринимаемая на слух по сравнению с предложением

— Затем переходят к фразам и предложениям

-А потом только к тексту, это сложные речевые единицы как по информации заложенной в них, так и для восприятия на слух

После такой предварительной работы можно приступать к различению элементов речи в виде изолированных звуков

Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Мастер – класс «Научите меня слушать»

Цель: обогатить практический игровой опыт родителей через выполнение игровых заданий для дальнейших совместных игр с детьми.

Задачи:

  • Расширить представление родителей о слуховом восприятии детей с ОВЗ.
  • Повысить педагогическую грамотность родителей через консультацию по подбору игр для развития слухового восприятия у детей  с ОВЗ

Содержание:

  • Организационный момент: «Повтори за мной».

Раздать родителям музыкальные палочки и предложить воспроизвести несложный заданный ритм за педагогом, затем за каждым из родителей.

  • «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.

Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а родители должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

  • «Где позвонили?»

Цель: определение направления звука.

Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).

Родители сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой.

  • Игра «Послушай тишину». Предложить родителям закрыть глаза и послушать, какие звуки наполняют пространство группы. Обратить внимание, как много впечатлений мы можем получить от мира звуков. Как их много, порой мы даже не можем их всех различить. Но они наполняют наш мир. Важно не только уметь слушать, но и уметь слышать, особенно друг друга
  • Игра «Живой оркестр» предложить родителям голосом изобразить звук определенного музыкального инструмента, изображенного на карточке, а остальным его отгадать.

6. Игра «Угадай, кто это?»

Цель: развитие слухового внимания.

Родители стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из родителей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто произнес звукоподражание.

Игра «Звуковой бутерброд»

Родители выбирают музыкальные инструменты «трех семей» по звучанию — например: деревянные, шумовые и металлические. Запоминают, что — деревянные инструменты — это хлеб, металлические — масло, шумовые — колбаса.

Цель игры: научиться поочередно «включать и выключать звук»

Я отрезаю хлеб — звучат деревянные инструменты

Затем мажу маслом — звучат одновременно деревянные и металлические инструменты

А теперь кладу колбасу — шумовые инструменты

Я съела хлеб и масло — замолкают деревянные и  металлические

Осталась колбаса — только шумовые

Съела и колбасу — шумовые замолкают.

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.

«Трусливый заяц»

Инструменты для озвучивания: кастаньеты на ручке, пакет, деревянные ложки, рубель, металлофон

Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!

(Шуршим пакетом)

Испугался заяц и бежать

(встряхиваем кастаньеты)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть.

А дятел на сосне как застучит!

(стучим ложками)

Бросился заяц бежать.

( кастаньеты)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!

(шлепаем руками по ногам)

Побежал заяц из леса к речке.

( встряхиваем кастаньеты)

А на берегу речки лягушки сидели.

( проводим палочкой по рубелю)

Увидели они зайца и прыг в воду.

(проводим палочкой по металлофону)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались — и смело поскакал обратно в лес. (используем барабан)

Способы исполнения:

1 — шуршим пакетом
2, 4, 6 — быстро встряхиваем кастаньеты («заяц бежит»)
3 — стучим ложками
5 — шлёпаем руками по ногам
7 — проводим палочкой по рубелю
8 — проводим палочкой по металлофону
9 — медленно ударяем кастаньетами по ладони («смелый заяц») или используем барабан

На этой веселой ноте мы заканчиваем «Школу для родителей». Спасибо за внимание.

презентация Тарбеева Е.В. Школа, февраль 2019 г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *