Особенности организации дистанционного обучения детей-инвалидов
Центр дистанционного образования для детей-инвалидов Забайкальского края-структурное подразделение ГОУ «Центр специального образования», создано в 2009 году. Центр работает по программам основного общего и дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий, осуществляет обучение по индивидуальным образовательным программам. Особое внимание уделяется успешной социальной адаптации выпускника, ориентации детей на получение высокоинтеллектуальных востребованных на современном рынке труда профессий, прежде всего, связанных с владением информационными технологиями.
Каждому ученику на время обучения предоставляется бесплатное индивидуальное учебное оборудование (компьютер, сканер, принтер, web-камера, фотоаппарат), возможность участия в творческих, практико-ориентированных и исследовательских курсах, а также общение со своими учителями и одноклассниками. В Центре последовательно реализуется принцип ранней глубокой профилизации обучения, выстраивается индивидуальная образовательная траектория для каждого ребенка с учетом интересов, склонностей, физических возможностей, состояния здоровья. Организовано психологическое сопровождение.
ЦДО осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:
I ступень — начальное общее образование;
II ступень — основное общее образование;
III ступень — среднее (полное) общее образование.
Cистема дистанционного образования детей-инвалидов предполагает работу по пяти ключевым направлениям развития общего образования:
— Организация учебного процесса.
— Система поддержки детей-инвалидов.
— Развитие учительского потенциала.
— Интеграция детей-инвалидов в образовательную и воспитательную среду ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир».
— Использование здоровьесберегающих технологий в УП.
Обучение детей-инвалидов осуществляется по индивидуальным образовательным программам в соответствии:
— со спецификой протекания заболевания;
— с уровнем обученности ребенка;
— с психологическими особенностями;
— зоной ближайшего развития.
Формы организации учебного процесса:
— индивидуальный дистанционный урок;
— дистанционный урок в малых группах (от 2 до 5 человек);
— дистанционный урок с включением ребенка в режим реального урока;
— индивидуальные online-консультации;
— очный урок.
Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогического консилиума, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в группе.
Каждый ребенок занимается по удобному для него индивидуальному расписанию и в удобном для него темпе. Расписание составляется по согласованию с родителями или законными представителями в соответствии с возможностями здоровья ребенка. Уроки могут проводиться как последовательно, так и в течение всего дня.
Каждый ребенок учится столько, сколько ему лично необходимо времени для освоения той или иной дисциплины. Весь учебный материал предлагается в электронном виде, поэтому ученик может неоднократно возвращаться к той или иной теме, правилу или орфограмме с тем, чтобы закрепить или вспомнить изученное.
Учебный материал подбирается и структурируется в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, корректируется в течение всего года в соответствии с конкретными результатами ученика.
Учебный процесс в Центре строится на основе принципов индивидуального обучения и воспитания, усилия педагогов нацелены на реализацию индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка-инвалида, на их право выбора уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, степени сложности выполнения заданий на уроке и дома.
В учебно-воспитательном процессе учителями используются следующие методы и приемы:
— опора на житейский опыт ребенка и ранее приобретенные знания;
— методы диалога;
— приемы создания ситуаций индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;
— игровые методы;
— создание проектов;
— педагогические технологии дифференцированного обучения, проблемного обучения.
При выборе педагогических технологий и методик обучения, воспитания и развития учащихся учитывается принцип преемственности в использовании педагогических технологий по ступеням обучения, а также уровень учебно-методического обеспечения, имеющегося в образовательном учреждении, наличие у учителей необходимой подготовки и желания работать по конкретной технологии.
Педагоги стремятся к тому, чтобы ученики Центра участвовали в различных выставках, конкурсах и олимпиадах регионального, всероссийского и международного значения. Это позволяет расширить круг общения ребят, возможности применения полученных знаний на практике.
Психолого-педагогическое сопровождение
в Центре дистанционного образования
Забайкальского края
Основная цель: обеспечение оптимального развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте, с учетом возможностей его здоровья и особенностей его развития.
Задачи:
1) диагностика текущего уровня развития ребенка;
2) помощь учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
3) психологическое обеспечение образовательных программ под возможности и ресурсы детей с различными возможностями здоровья;
4) развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.
В рамках выполнения указанных задач психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в следующих направлениях:
— диагностика;
— коррекционная логопедическая и дефектологическая работа в индивидуальной и групповой формах;
— психологическая работа по развитию когнитивных процессов, эмоционально-личностной сферы с учащимися в индивиуальной форме;
— консультирование учащихся по запросам (проблемы с успеваемостью, личностные проблемы, детско-родительские отношения, профориентация);
— консультирование родителей (детско-родительские отношения, вопросы воспитания и развития детей-инвалидов);
адаптация материала образовательных программ в работе с детьми с различными особенностями развития;
— сопровождение внеклассной деятельности учащихся.
Возможности сетевого взаимодействия с детьми и родителями реализуются в следующих формах работы:
— Оn-line-диагностика;
— Оn-line-тестирование;
— Интернет психологическая диспетчерская служба;
— Служба Интернет доверия;
— Служба обратной связи;
— Дистанционный «мозговой штурм»;
— Сетевой тренинг;
— Сетевое проектирование;
— Детско-взрослое on-line-консультирование;
— Интернет-форумы;
— Интернет-просвещение;
-Индивидуальные коррекционно-развивающие on-line-занятия.
Комплекты учебного оборудования