Система дополнительного образования детей ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края (далее – Центр образования) ориентирована на создание условий для обеспечения интеграции основного и дополнительного образования обучающихся, создание оптимальных условий для самовыражения и самоопределения учащихся, обеспечение профильности образования.
С учетом принятия нормативных правовых документов на Федеральном уровне и уровне образовательного учреждения, особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья педагогами дополнительного образования ежегодно обновляются дополнительные образовательные программы.
При реализации дополнительных образовательных программ педагоги используют следующие принципы:
-
добровольности;
-
саморазвития;
-
свободы выбора;
-
открытости;
-
доступности.
В зависимости от своих интересов и способностей обучающиеся имеют возможность заниматься в детских объединениях различной направленности. В 2013 — 2014 учебном году на базе Центра образования функционирует 11 детских объединений с охватом 276 детей. Все дополнительные образовательные услуги предоставляются бесплатно. Направленность образовательных программ дополнительного образования, представлена следующими детскими объединениями:
-
Хореографическая студия «Ты и я» – 20 человек;
-
Студия бального танца «Ритм» – 20 человек;
-
Студия жестового пения «Душа поет» – 21человек;
-
Оркестр ударных инструментов – 13 человек;
-
Народный театр «Искорки» – 12 человек;
-
кинофотостудия «Объектив» – 20 человек;
-
Кружок «Сувенир» – 24 человека;
-
Кружок «Фантазия шелковых лент» – 12 человек;
-
Кружок «Вязание» – 16 человек;
-
Кружок «Рукодельница» – 19 человек;
-
Цирковая студия «Радость» – 25 человек.
Кроме того, работали:
-
туристско-краеведческое «ПИК» в котором занимается 9 человек;
-
научно-техническое направление – 22 человека;
-
физкультурно-спортивное направление (волейбол – 25 детей и вольная борьба — 18 обучающихся).
Дополнительные общеобразовательные программы детских объединений реализуются не только на базе Центра образования, но и посредством сетевого взаимодействия с МОУ ДОД «Станция юных техников №1» и ДЮСШ по игровым видам спорта Забайкальского края.
Занятия в детских объединениях позволяют получить детям опыт успешности, реализовать свои возможности и развить задатки и способности. Позволяют создать творческий продукт деятельности, имеющий социальное значение (подарки для педагогов Центра, спонсоров, гостей). Педагоги вместе с детьми реализуют творческие проекты, например, по изменению интерьера Центра образования (изготовление напольных ваз).
С учетом потребностей и возможностей обучающихся педагоги дополнительного образования при проведении учебных занятий используют следующие формы работы: репетиции, семинары, конференции, конкурсы, имитационно-ролевые игры, организационно-деловые игры, сказка, тренинги, образовательные путешествия (экскурсии, викторины, турниры), массовые образовательные мероприятия (концерт, праздник, фестиваль, творческие встречи), в том числе с использованием современных информационных технологий.
Для социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются дополнительные предпрофессиональные программы по следующим направлениям: «Парикмахер», «Швея», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин (компьютерные сети)», «Токарь».
Профессиональная подготовка осуществляется на базе учебного центра «Галант» г. Чита, Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №12», Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования ПУ №1.
В группы профессиональной подготовки зачислено 26 подростков.
Количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием в Центре образования, – 302человека (учитывая, что один и тот же ребенок посещает один, два и более кружков, секций.)
Обучающиеся, занятые дополнительным образованием, активно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, концертах, проводимых в Центре образования и за его пределами. Наиболее значимыми являются следующие мероприятия:
-
участие во Всероссийском открытом форуме детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» (г. Сочи).;
-
заочное участие в открытом виртуальном творческом конкурсе поделок и рисунков детей с ограниченными возможностями здоровья «В гостях у Деда Мороза» на «Образовательном портале Мой университет» («Коррекционная педагогика»).
-
участие детей в конкурсе короткометражных фильмов «Ночи короткого метра», организованный ГАУ «Дворец» молодежи Забайкальского края;
-
участие в благотворительных концертах, организованных Забайкальским краевым отделением общественного благотворительного фонда «Российский Детский Фонд» (г. Чита);
-
участие в фестивале жестовой песни и художественного творчества для инвалидов по слуху.
Таким образом, ведётся целенаправленная работа по вовлечению и занятости обучающихся в детских объединениях дополнительного образования, как в Центре образования, так и вне общеобразовательного учреждения с учетом интересов и способностей детей.
При этом педагоги дополнительного образования в полной мере реализуют функции дополнительного образования:
-
образовательную – учащиеся получают дополнительные знания, умения и навыки;
-
воспитывающую – происходит развитие личностных качеств каждого ребенка, занимающегося в детских объединениях Центра образования;
-
развивающую – создают условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, развития потенциальных возможностей учащихся;
-
социально-педагогическую – помогают детям особой категории адаптироваться к условиям самостоятельной жизни;
-
рекреативную – создают условия для отдыха, расслабления и непринужденного общения;
-
досуговую – помогают детям правильно и интересно проводить свое свободное время.
Отчет на педсовет, декабрь 2014 г
Аналитическая справка по итогам работы, 19 ноября 2015 г.
Доп образование ноябрь 2015 г ГОИ