Духовно-нравственное развитие, воспитание учащихся уровня начального общего образования представляет собой ком плексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленную на воспитание и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы
Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы явля ется социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Фtдерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:
в области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не прерывного образования, самовоспитания и универсальной;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж ном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти мизма;
- принятие учащимся базовых национальных ценнос тей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаи вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступ кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо ра, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению труд ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентич ности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства лич ной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему нацио нальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство учащегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные направления, ценностные установки и содержание духовно- нравственного развития и воспитания учащихся
Основные направления и содержание работы с детьми начальной школы
№ | Направления | Содержание по направления | Ценности | Виды и формы занятий | Планируемые результаты | Совместная деятельность |
1 | Граждан-ственность и патриотизм |
Представления о символах государства и своего субъекта( флаг, герб).
Воспитывать уважительное отношение к русскому языку . Дать начальное представление о народах России, об их общей исторической судьбе. Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России. Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и субъекта РФ. Стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи. Любовь к своей школе, своему городу, народу, России. Уважение к защитникам Родины. Умение ответить за свои поступки. Негативное отношение к нарушителям порядка, в классе, школе, дома, к невыполнению человеком своих обязанностей. |
Любовь к России, своему народу, своему краю, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
Познакомить с государственной символикой – гербом, флагом РФ, гербом и флагом Забайкальского края.
Ознакомить с историей и культурой родного края , народным творчеством, этнокультурными традициями. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников. Торжественная линейка «Здравствуй школа!», праздничный концерт, посвященный Дню учителя «Пожеланий наших не счесть…», классные часы, посвященные Дню Конституции РФ, «Новогодний серпантин» , поделки своими руками «Новогодние чудеса», «Масленица» праздничные гуляния, «А мы мальчишек поздравляем!», спортивные соревнования ко Дню Защитника Отечества, «Великий сын России — Гагарин», День Матери, праздник «Мама лучшая на свете», праздничная программа « Ее величество Женщина!», «Слава народу – победителю!», выставка поделок к 9 мая, Конкурс рисунков и плакатов ко Дню Победы, оформление групповых стендов класса, составление презентаций, участие в проектной деятельности «Великая Отечественная война», посещение парка ОДОРА, Музея боевой и трудовой славы, Мемориала. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России. Знакомство с особенностями их культур и образа жизни. «Международный день толерантности» проведение классных часов, бесед, День инвалида «Мы вместе» классные часы, чаепитие. |
Сформированное начальное представление о ценностном отношении к России, своему народу, своему краю, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Должны иметь элементарные представления об наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края. Дети получат опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции. Получат опыт межкультурной и социальной коммуникации. |
Кл. рук-ль, воспитатели, работник музея, родители, психолог, соц. педагог |
2 | Нравствен-ность и этикет |
Первоначальное представления о базовых национальных ценностях.
Различия хороших и плохих поступков. Представления о правилах поведения в школе, дома, в общественном месте, на природе. Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим. Знать правила вежливого поведения, культуры речи, пользоваться «волшебными» словами. Быть опрятным, аккуратным. Стремление избегать плохих поступков. Стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и анализировать его; Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. |
Нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, забота и помощь, мораль, щедрость, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Музейная неделя
«Истоки». Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах , обучение распознаванию хороших и плохих поступков Правила поведения в магазине, общественном транспорте, школе, библиотеке, в гостях, на празднике, правила поведения при пожаре. «Неделя вежливости», «Книжкина неделя», проведение еженедельных линеек, экскурсии, беседы, просмотр презентаций, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. Праздничная программа ко Дню Матери, спортивно-развлекательное мероприятие ко Дню Защитника Отечества с участием пап. Посильное участие в делах благотворительности милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе. Проект «Берегите свою планету, ведь другой похожей нету!», изготовление кормушек для птиц. |
Начальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
Нравственно этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми; Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку , находившемуся в трудной ситуации: Эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом; Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; Знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. |
Кл. рук-ль, воспитатель, соц педагог, психолог родители |
3 | Труд и творчество |
Первоначальное представление о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значение творчества в жизни человека.
Уважение к труду и творчеству старших и сверстников. Элементарные представления об основных профессиях. Первоначальные навыки коллективной работы. Умение проявлять дисциплинированность, последовательность. Умение соблюдать порядок на рабочем месте. Бережное отношение к результатам своего труда. Труда других людей, к школьному имуществу. Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе. |
Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию, целеустремленность и настойчивость, бережливость трудолюбие. |
Участие в экскурсиях по городу, знакомство с различными видами труда. Наблюдение за работой взрослых различных профессий (уборщица, водитель, повар, дворник, учитель).
Узнают о профессии своих родителей, их особенностях. Получают первоначальное навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно – трудовой деятельности. Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома. Трудовые десанты по уборке территории школы, генеральные уборки кабинетов, спален, занятия по общественно-полезному труду. Экскурсии, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры. |
Ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
Элементарные представления о различных профессиях; Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; Первоначальный опыт участия в различных общественно полезной и лично значимой деятельности; Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности. |
Кл. рук-ль, воспитатель, соц педагог, психолог родители |
4 | Здоровье и здоровый образ жизни |
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов семьи, педагогов, сверстников.
Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека. Знание и выполнение санитарно гигиенических правил, соблюдение здоровьесбере-гающего режима. Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях. Первоначальное представление о вреде компьютерных игр , телевидения, рекламы на здоровье. Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонение от занятий физкультуры. |
Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни |
Приобретение познаний о здоровье, ЗОЖ, об основных условиях и способах укрепления здоровья. Проведение уроков подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций «Если мне угрожает опасность…»
Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережение, простейших элементов спортивной подготовки. «День здоровья в начале года и в конце», утренние зарядки, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, КВД, физкультминутки. Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телепередач. «Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет» Беседы с родителями о выполнении режима дня и его влияния на успеваемость детей. |
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
Первоначальный личный опыт здоровьесберегающией деятельности. Первоначальное представление о роли физической культуре и спорта для здоровья человека, его образования, труд и творчества. |
Кл. рук-ль, воспитатель, соц педагог, психолог родители,
мед. работники, учитель физ – ры, ритмики. |
5 | Экология |
Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.
Бережное отношение к растениям и животным |
Родная земля. Заповедная природа, планета Земля. |
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе, об экологической грамотности взаимодействия человека и природы.
Получение первоначального опыта участия природоохранной деятельности. Экологический десант « Очистим берег Ингоды», День здоровья в лагере на оз. Арахлей «Зеленый десант». Социально бытовой труд: сбор семян с клумб, работа на пришкольном участке, в теплицах, уход за комнатными растениями. «Кормушки для птиц». |
Ценностное отношение к природе; первоночальный опыт эстетического, эмоционвльно – нравственного отношение к природе; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольной участке, по месту жительства;
Опыт участия в экологических проектах. |
Кл. рук-ль, воспитатель, соц педагог, психолог родители |
Мониторинг
Для организации и полноценного функционирования данной программы духовно – нравственного развития требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательное учреждение, семья, учреждения дополнительное образование, культуры и спорта.
Ведущую роль в формировании социального открытого уклада жизни школы принадлежит педагогическому коллективу.
Успешность реализация данной программы можно оценить при диагностике основных направлений духовно – нравственного развития и воспитания личности младших школьников.
Мониторинг
Оценка воспитательной деятельности, реализуемой в группе, является неотъемлемой частью реализации данной программы.
Основной целью мониторинга является контроль оценивание результатов воспитательной деятельности в группе. Мониторинг дает возможность оценивать личностные результаты освоения учащимися программы духовно – нравственного развития и воспитания.
Задачи мониторинга:
1 Изучение динамики нравственного развития и социализации младших школьников в условиях специально организованной воспитательной деятельности в течении учебного года.
2 Оценка эффективности реализации образовательным учреждением Программ.
Методы исследования:
- Тестирование;
- опрос;
- проективные методы;
- психолого – педагогическое наблюдение;
- эксперимент;
- педагогическое проектирование;
- анализ педагогической деятельности;
Направления мониторинга.
Основные направления мониторинга разработаны в соответствии с направлениями программы духовно – нравственного развития и воспитания школьников.
1 Исследование особенностей нравственного развития и воспитания учащихся.
2 Исследование целостной, развивающей, образовательной среды в образовательном учреждении.
3 Исследование взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников в рамках реализации воспитательной программы.
Данные полученные по каждому из трех направлений мониторинга, могут рассматриваться в качестве основных показателей исследования целостного процесса духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников в образовательном учреждении.
Этапы исследования.
- Контрольный этап исследования ( начало учебного года). Ориентирован на сбор данных до реализации образовательном учреждением Программы.
- Интерпритационный этап исследования (конец учебного года). Ориентирован на сбор данных исследования после реализации образовательным учреждением Программы.
Методологический инструментарий программы духовно – нравственного развития и воспитания учащихся разработаны А.А. Логиновой и А.Я. Данилюк. Включающие в себя методическое пособие духовно – нравственного развития и воспитания учащехся. Мониторинг результатов. И « Книга моих размышлений» для детей .
1 класс неслышащих детей
№ | Ф.И. |
Блок 1 Исследование социального развития младших школьников. «Государственные символы»
Попова Т.А. |
Блок 2 Исследование нравственной сферы младших школьников.
«Нравственные качества» Логинова А.А. |
Блок 3 Исследование отношений между младшими школьниками.
«Я и школа» Логинова А.А. |
Блок 4 Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающему миру.
«Я и природа» Попова Т.А. |
Блок 5 Исследование эстетического развития младших школьников. «Мне нравится» Логинова А.А. | |
Пр.1 «Знания основных символов государства» | Пр1 «Знание моральных норм и нравственных качеств личности» | Пр2 « Сформированность нравственных привычек» | Пр1 «Сформированность внутренней позиции младшего школьника» Пр1 «Знание правил поведения на природе и бережное отношение к окр среде» |
||||
1 | Вилинский Д | 0б – не справился с заданием | 4б – хорошее знания | 2б-недостаточный уровень |
7б –достаточный уровень сформированности
6б –очень хорошее знания |
||
2 | Белоногов С | 2 б– хорошее знание гос символов | 4б – хорошие знания | 4б-достаточный уровень сформированности |
8б –достаточный уровень сформированности
5б- хорошие знания |
||
3 | Соколов А | 3 б– очень хор знания гос символов | 6б – очень хорошие знания | 3б-достаточный уровень сформированности |
8б — достаточный уровень сформированности
6б- очень хорошие знания |
||
4 | Пенягин В | 2б хорошее знания гос символов | 4 б– хорошие знания | 2б-низкий уровень сформированности |
8б – достаточный уровень сформированности
4б- хорошие знания |
||
5 | Полуполтин-ных М | 2б- хорошее знание гос символов | 4б- хорошие знания | 1б – низкий уровень |
2б –низкий уровень сформированности
5б- хорошие знания |
||
6 | Точеев К | 2б-хорошее знания гос символов | 0б – не справился с заданием | 3б – достаточный уровень |
5б – низкий уровень сформированности
5б- хорошие знания |
||
Средний уровень | 1,8 баллов | 3,7 баллов | 2,5 балла |
6.3 балла
5.1 балл |